Современная складская инфраструктура в РБ (по итогам 2016 года)

Кафедра логистики Международного университета «МИТСО» на регулярной основе проводит мониторинг и анализ состояния современной складской инфраструктуры (логистических комплексов, логистических центров, складских терминалов и т.д.) в Республике Беларусь.

Очередное исследование современной складской инфраструктуры в Беларуси проводилось с января по февраль 2017 года1. Анализировалась информация государственных органов, а также предоставленная логистическими центрами, содержащаяся на официальных сайтах логистических операторов. Для оценки технической оснащенности складских объектов состоялись технические визиты на логистические центры. Представленное исследование содержит аналитическую записку, технико-экономическую характеристику действующих объектов современной логистической инфраструктуры в Республики Беларусь, а также приложения (характеристика действующих логистических центров в таблицах).

По состоянию на 14 февраля 2017 г. в Республике Беларусь функционируют 42 логистических центра: 19 логистических центров создано в рамках Программы развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года и еще 23 – вне Программы (см. Приложение 1).

Самыми привлекательными регионами для строительства логистических центров, как и ранее, остается Минский (за МКАД, вблизи II и IX трансъевропейских транспортных коридоров) и Брестский (граница с Польшей) регионы. Так в Минском регионе находятся 30 из 42 логистических центров, в Брестском – 6. Из всех действующих логистических центров – 12 являются государственными (из них РУП «Белтаможсервис» – 6 логистических центров), остальные созданы за счет инвестиций национальных и иностранных инвесторов. Среди отечественных инвесторов – производственные предприятия, транспортно-логистические компании, логистические операторы, дистрибьюторы, ритейлеры, девелоперы, иностранных – инвесторы из России, Азербайджана и Ирана.

Из 42 действующих логистических центров, 15 располагают на своей территории складами временного хранения и таможенными складами (СООО «Брествнештранс», ОАО «Белмагистральавтотранс», ОАО «Торгово-логистический центр «Озерцо-логистик», РТЭУП «Белинтертранс – транспортно-логистический центр», РУП «Белтаможсервис» (шесть логистических центров), СП «Транзит» ООО, ООО «Белсотра», РУП «Национальный аэропорт «Минск»), СООО «СТЛ Логистик», ООО «Влате Логистик». Из указанных логистических центров ПТО на своей территории имеют только 12 (не имеют ПТО – СП «Транзит» ООО, СООО «Брествнештранс» и СООО «СТЛ Логистик»).

Восемь логистических центров являются мультимодальными, т.е. имеют подъездные пути двух и более видов транспорта – СООО «Брествнештранс», ОАО «Торгово-логистический центр «Озерцо-логистик», РТЭУП «Белинтертранс – транспортно-логистический центр», РУП «Белтаможсервис – 2» (д. Щитомиричи), ООО «Евросклад Сервис», СП «Транзит» ООО, ООО «Белагротерминал», СООО «СТЛ Логистик», остальные завязаны только на автомобильном транспорте. Биржевыми складами располагают – 3 логистических центра (ООО «Евросклад Сервис», ОАО «Торгово-логистический центр «Озерцо-логистик», РТЭУП «Белинтертранс – транспортно-логистический центр»).

С 1 ноября 2013 г. в соответствии с СТБ 2306-2013 «Услуги логистические. Общие требования и процедура сертификации» введена добровольная сертификация исполнителей логистических услуг. По состоянию на 14 февраля 2017 г. четыре субъекта хозяйствования (ООО «Евротибас» (сертификат соответствия № BY/112 04.23.002 00721 от 12.05.2014 г.), СП «Транзит» ООО (сертификат соответствия № BY/112 04.23.002 00802 от 24.04.2015 г.), ООО «Балтспед логистик» (сертификат соответствия № BY/112 04.23.002 00800 от 10.04.2015 г.), ООО «Белсотра» (сертификат соответствия № BY/112 04.23.002 

00867 от 2.08.2016 г.) прошли сертификацию логистических услуг на соответствие СТБ 2306-2013 и официально соответствуют категории «логистический центр».

Обрабатывают внешнеторговые потоки – РУП «Белтаможсервис», СООО «Брествнештранс», ОАО «Торгово-логистический центр «Озерцо-Логистик», ОАО «Белмагистральавтотранс», РТЭУП «Белинтертранс – транспортно-логистический центр», СП «Транзит» ООО, РУП «Национальный аэропорт «Минск», ООО «Влате Логистик», ООО «Белсотра», специализируются на оказании логистических услуг уровня логистического оператора – ЗАО «Поинт Логистик», ООО «Евротибас», ООО «Кэпитал Логистик», ОДО «Тут и Там Логистикс», ООО «Балтспед логистик», ООО «Современный логистический центр «Двадцать четыре», ООО «Вит Логистик», в области низкотемпературной логистики работают – СООО «Морозпродукт», ООО «Хладокомбинат Хатежинский», современными контейнерными терминалами располагают – РТЭУП «Белинтертранс – транспортно-логистический центр», РУП «Белтаможсервис – 2» (д. Щитомиричи), СООО «СТЛ Логистик», обслуживают в основном собственные грузопотоки – ТЧУП «ШАТЭ-М Плюс», ООО «Евроторг», ООО «Амазон-Колорит», ООО «Владпродимпорт», СООО «Морозпродукт», ЗАО «Чистый берег», ООО «Управляющая компания холдинга «Белорусская кожевенно-обувная компания «Марко», ОАО «Минск Кристалл» – управляющая компания холдинга «Минск Кристалл Групп», преимущественно сдают площади в аренду – СООО «БЛТ Логистик», ИООО «Логистический центр «Прилесье», ООО «ИнтерСтройПорталПлюс», ООО «Бугинком, ООО «Логистический центр «Евразия», ЗАО «Минский завод безалкогольных напитков», УП «СБС и К», Компания «А-100 Девелопмент», ООО «Лаверна Фрут», ЧУП «КС-Логистик» (см. Приложение 2).

По оценкам экспертов общая площадь крытых складских площадей класса «А» и «В» составляет более 670 тыс. м2, их них склады общего пользования составляют 520 тыс. м2, склады временного хранения и таможенные склады – 107 тыс. м2, низкотемпературные склады и склады холодильники – 43 тыс. м2. Площадь современных контейнерных терминалов составляет более 150 тыс. м2. Для сравнения, площади складов класса «А» и «В» в районе Варшавы составляют около 2,6 млн. м2. Совокупная же площадь логистических центров, представленных в Польше, превышает 9 млн. м2. А общий объем современных складских помещений в Киевском регионе составляет более 2 млн. м2.

Современная логистическая инфраструктура в 2016 г. прирастала в основном за счет ввода новых складских площадей логистическими операторами. Так в 2016 г. введен в эксплуатацию контейнерный терминал СООО «СТЛ Логистик» площадью 7,4 тыс. м2 на земельном участке площадью 1 га на участке территории СЭЗ «Могилев» в районе ст. Луполово Белорусской железной дороги. Также на земельном участке площадью 5,47 га создан транспортно-логистический центр «Могилев-Белтаможсервис» по ул. Крупской в г. Могилеве общей площадью 3 тыс. м2 на автодороге Р-76 Орша–Шклов–Могилев. Транспортно-логистический центр «Бремино-Брузги» (ООО «Влате Логистик») введен в эксплуатацию в районе пограничного перехода «Брузги» площадью 14 тыс. м2 на площадке площадью 9,2 га в непосредственной близости от белорусско-польской границе. Введен в эксплуатацию логистический центр в районе д. Дроздово Минского района площадью 30 тыс. м2. Статус логистического центра в 2016 г. был присвоен таможенному терминалу ООО «Белсотра», компания прошла сертификацию в соответствии с СТБ 2306-2013 и получила сертификат соответствия № BY/112 04.23.002 00867 от 2.08.2016 г.

Ряд логистических операторов прекратили свою деятельность в 2016 г. Так ушел с рынка логистических услуг логистический оператор ООО «ФСК Логистик», в стадии банкротства находится ООО «Л-БИТ Групп».

По оценкам экспертов к концу 2017 г. площадь складов класса «А», «В» логистических центров увеличится на 40 тыс. м2 и составит более 710 тыс. м2. Прогнозируется что в 2018 г. площадь складских площадей класса «А» и «В» составит – более 800 тыс. м2, в 2020 г. – достигнет – 900 тыс. м2.

В 2017 г. РУП «Белтаможсервис» планирует сдать в эксплуатацию транспортно-логистический центр в близи пункта пропуска «Каменный Лог» на белорусско-литовской границе. Под строительство выделен земельный участок в 10 га. Предусматривается строительство складских помещений площадью 18 тыс. м2, стоянки, пункта технического обслуживания автомобилей и гостиницы с объектом общественного питания. ООО «Бремино Групп» планирует построить в 2017 г. транспортно-логистический центр «Бремено-Берестовица» в районе пункта пропуска «Берестовица» на белорусско-польской границе. Площадь складских помещений составит более 5,7 тыс. м2, планируется строительство гостиницы, а также административных зданий где будет располагаться кафе, банк, пункт таможенного оформления. Также ООО «Бремино Групп» реализует проект по строительству мультимодального промышленно-логистического комплекса «Бремено-Орша» в Оршанском районе в поселке Болбасово (230 га, 190 тыс. м2 складских и 280 тыс. м2 производственных площадей. Строительство планируется осуществить в три этапа до 2023 г. Мультимодальный промышленно-логистический комплекс создается в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 21 июля 2015 г. № 334 и будет представлять крупный портал, предназначенный для размещения производств по обработке сырья, обработки большого объема грузов, координации и взаимодействия различных видов транспорта, перевалки грузов, их краткосрочного и долгосрочного хранения и т.д.

Основными тенденциями 2016 года в сегменте складской недвижимости стали: рост количества вакантных площадей, снижение спроса на услуги ответственного хранения и другие логистические услуги. Все это привело к падению ставок аренды и снижению стоимости услуг ответственного хранения, а также демпингу некоторых операторов логистических услуг и девелоперов. Привлекательность инвестирования в строительство логистических центров в Беларуси также значительно снизилась.

В результате анализа ставок аренды на рынке складской недвижимости Минска и Минского района, выявлено, что рыночная ставка арендной платы за 1 м2 складской площади класса «А» – 5-7 евро, класса «В» – 4-5 евро, класса «С» – 2-3 евро с НДС. Ставка аренды зависит от арендуемой площади, месторасположения складского объекта, транспортной доступности. Наибольшим спросом пользуются складские площади в районе МКАД, а также от 2 до 10 км от МКАД. Спрос на аренду складских площадей в 2016 году падал, сегодня можно констатировать тот факт, что предложение складских площадей превышает спрос, поэтому вакантность площадей будет расти.

Спрос на услуги ответственного хранения также значительно упал, предложение на рынке складских услуг превысило спрос. Многие операторы демпингуют в целях забить пустые паллетоместа. По стоимости услуг ответственного хранения цены очень разнятся. Основное предложение 0,45-0,55 BYN с НДС за одну европаллету в сутки. Стоимость ответственного хранения зависит от объемов хранения, на тендерах цена может падать и ниже 0,30-0,40 BYN с НДС. Ряд логистических операторов пытаются сдать площади в аренду, потому что зарабатывать на складской логистике становится все сложнее.

В зависимости от уровня технического оснащения стоимость склада составляет 700-800 долл. за м2, без учета стоимости земли. В эту стоимость, как правило, включаются затраты, связанные с разработкой проекта, строительством склада и транспортных коммуникаций, а также его технические оснащение (без учета стеллажной системы, системы управления складом и складской техники).

Полная версия