Современная складская инфраструктура по итогам за 1 полугодие 2015 года

Кафедра логистики Международного университета МИТСО на регулярной основе провела очередное исследование современной складской инфраструктуры в Беларуси. Мониторинг и анализ состояния логистического рынка проводились с мая по июнь 2015 г.

По состоянию на 21 июня 2015 г. в Республике Беларусь функционируют 37 логистических центров (19 логистических центров создано в рамках Программы развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года, и еще 18 — вне Программы). Из них: в рамках Программы — 5 логистических центров создано в Бресте (вне Программы еще — 1), по одному в Гомеле («Гомель—Белтаможсервис») и Гродненской области (ООО «Белагротерминал», 11 — в Минском районе (вне Программы — 17), в Минской области — 1 (вне Программы — 4, из них 2 — в Заславле, 1 — в Марьиной Горке, 1 — в Червенском районе). Из всех действующих логистических центров — 9 являются государственными, остальные созданы за счет инвестиций национальных и иностранных инвесторов. Среди отечественных инвесторов — производственные предприятия, транспортно—логистические компании, логистические операторы, дистрибьюторы, ритейлеры, девелоперы, иностранных — инвесторы из России, Азербайджана, Украины, Ирана и Бельгии. Самыми привлекательными регионами для строительства логистических центров являются Минский (за МКАД, вблизи II и IХ трансъевропейских транспортных коридоров) и Брестский (граница с Польшей) регионы.

Из 37 действующих логистических центров, 13 располагают на своей территории складами временного хранения, таможенными складами (СООО «Брествнештранс», ОАО «Белмагистральавтотранс», ОАО «Торгово—логистический центр «Озерцо—логистик», РТЭУП «Белинтертранс — транспортно—логистический центр», пять логистических центров РУП «Белтаможсервис», СП «Доминик ООО, СП «Транзит» ООО, ООО «Л—БИТ Групп», ЗАО «Поинт логистик»). Из указанных логистических центров ПТО не имеют СООО «Брествнештранс», СП «Транзит» ООО, ООО « Л—БИТ Групп» и ЗАО «Поинт логистик».

Семь логистических центров являются мультимодальными, т.е. имеют подъездные пути двух и более видов транспорта (железнодорожные и автомобильные подъездные пути) — СООО «Брествнештранс», ОАО «Торгово—логистический центр «Озерцо—логистик», РТЭУП «Белинтертранс — транспортно—логистический центр», РУП «Белтаможсервис — 2» (д. Щитомиричи), ООО «Евросклад Сервис», СП «Транзит» ООО, ООО «Белагротерминал», остальные — только автомобильные. Биржевыми складами располагают — 3 логистических центра (ООО «Евросклад Сервис», ООО «Л—БИТ Групп», ОАО «Торгово—логистический центр «Озерцо—логистик»).

С 1 ноября 2013 г. в соответствии с СТБ 2306—2013 «Услуги логистические. Общие требования и процедура сертификации» введена добровольная сертификация логистических услуг. По состоянию на 21 июня 2015 г. три логистических центра (ООО «Евротибас», СП «Транзит» ООО, ООО «Балтспед логистик») прошли сертификацию логистических услуг на соответствие СТБ 2306—2013.

Наиболее комплексные логистические услуги оказывают — РУП «Белтаможсервис», СООО «Брествнештранс», ОАО «Торгово—логистический центр «Озерцо—Логистик», ОАО «Белмагистральавтотранс», РТЭУП «Белинтертранс — транспортно—логистический центр», СП «Транзит» ООО, ООО «Л—Бит Групп», СП «Доминик» ООО, специализируются на оказании логистических услуг уровня логистического оператора — СООО «БЛТ Логистик, ЗАО «Поинт Логистик», ООО «Евротибас», ООО «Компания ФСК Логистик», ООО «Кэпитал Логистик», обслуживают в основном собственные грузопотоки — ТЧУП «ШАТЭ—М Плюс», ООО «Евроторг», ООО «Амазон—Колорит», РУП «Минск Кристал», ООО «Владпродимпорт», СООО «Морозпродукт», ЗАО «Чистый берег», преимущественно сдают площади в аренду — ИООО «логистический центр «Прилесье», ООО «ИнтерСтройПорталПлюс», ЗАО «Белрусинвест», ООО «Бугинком, ООО «Транспортно¬складской комплекс Евразия», ЗАО «Минский завод безалкогольных напитков», УП «СБС и К», Компания «А—100 Девелопмент».

Логистический центр СООО  БЛТ-ЛогистикСовременный комплекс придорожного сервиса ЧТУП  Шате-М Плюс  вблизи  п. Привольный

По оценкам экспертов общая площадь складов класса «А» и «В» логистических центров составляет более 520 тыс. м 2, их них склады общего пользования составляют 402 тыс. м 2, склады временного хранения и таможенные склады — 82 тыс. м 2, низкотемпературные склады и склады холодильники — 36 тыс. м 2. Для сравнения, площади складов класса «А» и «В» в районе Варшавы составляют около 2,6 млн. м 2. Совокупная же площадь логистических центров, представленных в Польше, превышает 7 млн. м 2. А общий объем современных складских помещений в Киевском регионе составляет около 1,6 млн. м 2.

Текущий уровень ставок аренды складских помещений класса «А» и «В» в Беларуси также самый высокий по сравнению со странами—соседями. Средняя ставка аренды складских помещений класса «А» составляет 8—10 евро за м 2, класса «В» — 6—8 евро за м 2. Для сравнения, в Польше ставка аренды в связи с высоким предложением составляет 1,5—2 евро за м 2, в Литве — 4,5—5,5 евро за м 2, в России ставка аренды достигает 7,5—10 евро за м 2.

Современная логистическая инфраструктура в конце 2014 г и первом квартале 2015 г. прирастала как за счет ввода складских объектов производственных предприятий, так и за счет ввода новых складских площадей логистическими провайдерами и девелоперами.

Так, ООО «Белагротерминал» (входит в группу компаний «Содружество») введена в эксплуатацию первая очередь агрологистического в г. Сморгоне Гродненской области. Агротерминал представляет собой крупный транспортно—логистический и разгрузочно—погрузочный узел для перевалки зерна и другой сельскохозяйственной продукции, хранения и транспортировки растительных масел (склады силосного и напольного хранения на 47,7 тыс. т и 45 тыс. т, склад фасовки и хранения тарных грузов). К терминалу подведена железнодорожная ветка общей протяженностью 2,2 км. В декабре 2014 г. завершено строительство сервисной зоны «Козловичи—2», которая включает таможенный склад, склады общего пользования и временного хранения с холодильными камерами общей площадью 15,5 тыс. м 2, станцию технического обслуживания с мойкой, стоянку грузового автотранспорта на 200 машиномест, гостиничный комплекс на 142 места, кафе на 64 посадочных места. Компания «А—100 Девелопмент» ввела в эксплуатацию складской комплекс «Северный» вблизи трассы Минск—Мядель, в 2 км от МКАД (22,5 тыс. м 2).

По оценкам экспертов к концу 2015 г. площадь складов класса «А», «В» логистических центров увеличится на 52 тыс. м 2 и составит более 570 тыс. м 2. Прогнозирует что в 2016 г. площадь складских площадей класса «А» и «В» составит — более 660 тыс. м 2, в 2017 г. — более 730 тыс. м 2, в 2018 г. — достигнет — 800 тыс. м 2. До конца 2015 г. будут введены в эксплуатацию еще 4 логистических центра, в 2016 г. — 5, в 2017 г. — 2, в 2018 — 2. Так, ООО «ЛимоСтар Терминал» реализует проект по созданию на территории СЭЗ «Минск» логистического центра (16 тыс. м 2). Для строительства логистического центра выделен участок 5 га в п. Привольный Минского района в непосредственной близости от автодороги М-1 Брест — Москва и от магистрали М—4 Минск — Могилев. Срок ввода первой очереди логистического центра — конец 2015 г., второй — 2018 г. РУП «Белтаможсервис» в 2015 г. планирует ввести в действие транспортно-логистический центр «Могилев—Белтаможсервис» (3 тыс. м 2), к концу 2016 г. — сервисную зону вблизи автодорожных пунктов пропуска «Каменный лог» (18 тыс. м 2), к 2017 г. — сервисные зоны «Брузги» (10 тыс. м 2) и «Берестовица» (10 тыс. м 2). ОАО «Белмагистральавтотранс» планирует построить к концу 2018 г. складской комплекс площадью 7,5 тыс. м 2.

Транспортно-логистический центр Брест-Белтаможсервис-2Минск-Белтаможсервис-2

В ближайшие годы складская инфраструктура будет прирастать и логистическими центрами производственных предприятий, дистрибьюторов и логистических провайдеров. Так, ОАО «Могилевсоюзпечать» планирует ввести в действие в конце 2015 года логистический центр (0,8 тыс. м 2) в Могилеве для обслуживания собственных грузопотоков. ООО «Управляющая компания холдинга «Белорусская кожевенно-обувная компания «Марко» начала строительство собственного логистического центра площадью 11 тыс. м 2 в Витебском районе в пос. Тарный. СООО «Белвест» до 2020 г. планирует построить современный логистический центр в пригороде Витебска. ООО «Русские сладости» в связи с отсутствием финансовых средств приостановила реализацию проекта по строительству логистического центра в Гомельском районе, на 11—м км автотрассы Е—95 (Гомель — Чернигов). Ввод в эксплуатацию логистического центра планируется не ранее 2018 г. СООО «СТЛ Логистик» реализует проект по строительству контейнерного терминала в Могилеве на земельном участке площадью около 1 га на участке территории СЭЗ «Могилев». Уложена новая железнодорожная ветка общей длиной 560 м, построена площадка для выполнения погрузочно—разгрузочных работ и складирования контейнеров площадью 7,4 тыс. м 2. Компания «А—100 Девелопмент» планирует в 2016 г. ввести в эксплуатацию складской комплекс «Ельница» вблизи трассы Минск—Могилев, в 4,6 км от МКАД на участке площадью 5 га общей площадью — 16,5 тыс. м 2.

Складские площади будут прирастать и за счет ввода в эксплуатацию складской инфраструктуры действующих логистических центров. В частности, ООО «ИнтерСтройПорталПлюс» продолжит строительство торгово—логистического центра «Глобус парк» (ранее «Щомыслица»), после ввода в эксплуатацию в конце 2015 г. торгового центра — 30 тыс. м 2 (вторая очередь), приступит в строительству складских помещений площадью 5, 15 и 20 тыс. м 2 (третья очередь). Введение в эксплуатацию последнего складского здания запланировано на конец 2016 г. ИООО «Логистический центр «Прилесье» — затягивает ввод в действие складских площадей согласно инвестдоговора.

Практически не реализован ни один проект по созданию логистического центра на базе действующих аэропортов. Бельгийской компанией AOI NV реализуется проект создания транспортно—логистического центра возле Национального аэропорта Минск. Проект строительства логистического центра рассчитан на период до 2021 г. Для реализации проекта создания мультимодального транспортно—логистического центра реализуется в Орше собственниками авиаремонтного завода (украинским ПАО «Мотор—Сич» и белорусским ЗЛО «Системы инвестиций и инноваций») было создано ООО «ИПЛ Комплекс» (девелопер проекта) и зарегистрирована в качестве резидента СЭЗ «Витебск». Проект рассчитан на период до 2030 г.

Тарифы на логистические услуги, оказываемые логистическими центрами и логистическими операторами, также выше чем у стран—соседей, да комплексность и качество услуг остается довольной низкой. Так, транспортно—логистический сектор в основном представлен компаниями оказывающими узкий спектр логистических услуг (в основном транспортно—экспедиционных, складских услуг), рынок 3 РL—провайдеров (комплексных логистических услуг) развит слабо. Логистические операторы (а также логистические центры), которые таковыми себя называют, зачастую не обеспечивают комплексности логистических услуг.

Рентабельность логистических центров, а также логистических операторов колеблется от 10 до 55%. Рентабельность 10—25% — у логистических операторов, использующих арендованные площади современных логистических центров, и доходит до 55% — у владельцев логистических центров, владеющих собственной инфраструктурой. В структуре себестоимости логистических услуг логистических центров и логистических операторов, использующих арендованные площади основную долю составляют: аренда (40%), заработная плата (37%) и другое (23%). Собственники логистических центров в условиях экономической неопределенности, высоких процентных ставок по кредитам, при больших инвестиционных рисках ориентированы на скорейший возврат финансовых вложений, завышают стоимость аренды складских платежей, привязывая ее к доллару. Вследствие этого логистические операторы, использующие арендованные площади, вынуждены повышать стоимость логистических услуг или работать практически в ноль, чтобы не потерять клиентов.

Что касается таможенно—логистических услуг, то данные услуги высокомаржинальны. Если в 2008 г. на СВХ открытого типа было размещено 72 ведомственных ПТО, из них 12 содержал РУП «Белтаможсервис», то по состоянию на 21 июня 2015 г. — на СВХ открытого типа было размещено 47 ведомственных ПТО, из них 14 эксплуатирует РУП «Белтаможсервис» (29,8%). В связи с будущим вводом в действие новых логистических центров — доля РУП «Белтаможсервис» вырастет до 36%.

Не принесло существенных результатов в повышении качества и комплексности логистических услуг и введение с 1 ноября 2013 г. добровольной сертификации исполнителей логистических услуг (СТБ 2306—2013 «Услуги логистические. Общие требования и процедура сертификации»). Только три логистических центра (ООО «Евротибас», СП «Транзит» ООО, ООО «Балтспед логистик») прошли сертификацию логистических услуг на соответствие СТБ 2306—2013. В БелГИСС прогнозируют, что количество компаний, желающих иметь подтвержденный уровень оказываемых логистических услуг, будет расти. Это позволит придать новый импульс конкурентному развитию рынка логистических услуг, повышению уровня их качества и укреплению доверия со стороны потребителей.

За годы реализации программы развития логистической системы Республики Беларусь, принятой в 2008 г., Беларусь фактически не привлекла значимых инвесторов—логистов в транспортно—логистический сектор. Пришли инвесторы¬застройщики (девелоперы), создали современные объекты складской инфраструктуры и резиденты Республики Беларусь (сфера деятельности которых: дистрибуция, ритейл, транспортно—экспедиционная деятельность и др.), которые вложив деньги в строительство пытаются как можно быстрее отбить деньги, сдавая площади в аренду или продавая построенные объекты. Кроме того, только 7 логистических центров являются мультимодальными, т.е. имеют подъездные пути двух и более видов транспорта (железнодорожные и автомобильные подъездные пути), остальные завязаны на автомобильном транспорте, не создан ни один логистический центр на базе действующих аэропортов.

Необходимо изучить целесообразность разработки новой комплексной программы развития логистической системы Республики Беларусь на 2016 — 2020 гг. Для разработки новой программы, необходимо привлечь профильные ассоциации (Ассоциация международных экспедиторов и логистики «БАМЭ», Ассоциация таможенных представителей, Ассоциация биржевых брокеров и логистов «БЛБ», Ассоциация «Инфопарк»), научные круги (профильные кафедры вузов, Центр «БАМЭ—Экспедитор», «Транстехника», НАН Беларуси), представителей транспортного—логистического сектора (РУП «Белтаможсервис», заинтересованных логистических операторов), профильные министерства и ведомства (Минторг, Мин.экономики, ГТК и др.).

Программа должна быть направленной на комплексное развитие логистической системы, а не только ее складской инфраструктуры в части создания логистических центров. В программу необходимо включить направления развития локальных или ведомственных логистических систем (БЖД, ОАО «Белорусская товарная биржа» (биржевая логистика), Белкоопсоюз, Белтаможсервис и др.). Каждая из указанных локальных или ведомственных логистических систем должна не конкурировать друг с другом, а дополнять друг друга, предлагая различные варианты оптимизации затрат и привлекая в Беларусь грузопотоки.

Структура программы должна обсуждаться в рамках созданной рабочей группы. Следует учитывать и тот факт, что в Беларуси государственные предприятия формируют значительную долю ВВП. Следует обратить их внимание на необходимость построения логистических систем и включения их таким образом в эффективные цепочки экспорта. В новую программу также должны быть включены логистические центры, строительство которых не завершено в текущем году, а также новые логистические центры, владельцы которых инициируют включение их в действующую программу до 2015 г (включать их туда нерационально).

Как известно, Беларусь входит в число стран с высоким уровнем логистических издержек, что существенно снижает эффективность производства и торговли, отрицательно влияет на конкурентоспособность компаний и страны в целом. Мероприятия в рамках данной новой программы должны способствовать снижению уровня логистических издержек, повышению рейтинга Беларуси в индексе эффективности логистики (LPI), а также развитию транзитного потенциала.

В рамках реализации новой программы необходимо изучить необходимость принятия новых нормативно—правовых актов. С целью создания рынка конкурентоспособных комплексных транспортно—логистических услуг необходима проработка вопроса о необходимости принятия закона «О логистическом операторе», а также разработка стандартизованного комплекса транспортно—логистических услуг логистического оператора (3РL—провайдера). Разработка указанных нормативных правовых актов планируется в Российской Федерации в соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года.