Как купить штабелеры, погрузчики и другую грузоподъемную технику для современного склада и не ошибиться с выбором?

При оснащении грузоподъемной техникой современного склада необходимо учитывать множество взаимосвязанных факторов. Самое первое – необходимо представлять планируемую технологию обработки грузов на конкретном складе. Другими словами нужно проработать логистику склада, чтобы понимать как будут грузы поступать на склад, как они будут размещаться на хранение, как будет производиться отгрузка, подборка и другие складские операции в соответствии с бизнес процессами. Кроме того необходимы данные о характере грузов, с которыми придется иметь дело на складе. Здесь необходимо учитывать номенклатуру, вес, габариты грузов и т.д. После того, как вся данная информация собрана и проанализирована, производится выбор технологии хранения и обработки грузов, а также грузоподъемной техники.

Казалось бы, что тут сложного? Однако на практике часто не все так легко.

Зачастую, особенно при строительстве вновь создаваемых складов и логистических центров, заказчик не всегда представляет себе, каким образом будет организована логистика склада. Это может быть в силу разных причин. Часто это связано с отсутствием у заказчика специалистов, имеющих практический опыт создания и организации работы склада. Нередко специалисты заказчика не имеют полной информации о том, какого рода грузоподъемную технику предлагают поставщики и на каких складских операциях ее можно задействовать, чтобы наиболее рационально использовать складское пространство и добиться требуемого грузооборота.

Бывают случаи, правда это касается только государственных предприятий, когда среди специалистов заказчика не находится желающих разобраться во всех данных вопросах и взять на себя ответственность за правильный выбор оборудования. Часто в таких случаях госпредприятия отдают эти вопросы на откуп проектным институтам.

Однако проектные институты ориентированы в большей мере на создание строительной части проекта и редко серьезно прорабатывают логистику склада и вникают в грузоподъемную технику. В результате делаются такие проекты, где рекомендуемая проектировщиками техника не соответствует характеристикам груза, требуемому грузообороту и другим параметрам.

Например, предлагается на неотапливаемом складе использовать электрические штабелеры или планируется определенная расстановка стеллажей, а потом оказывается, что «заложенная» проектировщиками техника не может работать в межстеллажном пространстве из-за того, что ширина проходов слишком мала.

В некоторых ситуациях бывает, что предлагается чуть ли не «стрелять из пушки по воробьям», когда в проект небольшого склада «закладывается» слишком производительная техника. В результате этого, происходит неоправданное удорожание проекта и в дальнейшем неэффективное использование такой техники. Она попросту простаивает.

Таким образом, любому заказчику полезно самому иметь общее представление о технике, чтобы совершить правильный выбор. Какие же основные моменты при этом нужно учитывать, если мы ведем речь о современном складе?

Первое, что нужно отметить, это преимущественное использование на таких складах техники на электротяге. В отличие от техники с ДВС здесь полностью отсутствуют выбросы углекислоты и сажи, без чего невозможно обеспечить соблюдение гигиенических норм. Что бы ни говорили сторонники погрузчиков с двигателем внутреннего сгорания – это техника, доля которой как в Западной Европе, так и на нашем рынке постоянно сокращается. Электропогрузчик — это все же наиболее эффективное и чистое решение.

На одном известном белорусском предприятии, производящем безалкогольные напитки, долгое время при отгрузке продукции использовали газовые погрузчики. Работники предприятия зачастую жаловались на головокружение и головную боль в конце рабочей смены из-за высокой концетрации продуктов сгорания в воздухе склада. При этом использовались самые современные погрузчики, оборудованные эффективным газовым оборудованием и катализатором. Затем на данном предприятии было принято решение перейти на электрические погрузчики. Была построена зарядная комната и куплена техника. В результате с воздухом и здоровьем стало все в порядке, руководство отметило значительное сокращение затрат на ремонт и обслуживание, а внутри склада под крышей свили гнезда ласточки, которые за все предыдущие годы в складе даже не появлялись.

Не смотря на это, у многих белорусских потребителей еще существует старое представление об аккумуляторных погрузчиках, сформированное видимо на основе негативного советского опыта использования болгарской техники. Они часто опасаются, что заряда батареи не хватит на рабочую смену, что обслуживание батарей слишком хлопотно и вообще такая техника не слишком надежна в работе. Можно с уверенностью сказать, что это все в прошлом.

Все признанные производители теперь комплектуют свою продукцию мало обслуживаемыми кислотными батареями, которые требуют минимального ухода. Кроме того, существуют полностью необслуживаемые батареи, вовсе не требующие никаких действий по уходу в течение всего срока службы. Это так называемые «гелевые» батареи, где электролит находится в загущенном состоянии и испарение воды и выделение взрывоопасного газа при их зарядке практически отсутствует. Кроме того, на складской технике уже находят применение литий-ионные батареи, также полностью необслуживаемые и имеющие меньшее время заряда и больший срок службы, чем классические кислотные или «гелевые» батареи.

Общей тенденцией производителей электрических погрузчиков является оснащение их полностью закрытыми и не требующими обслуживания узлами. Например, это приводные двигатели асинхронного типа без использования изнашиваемых угольных щеток, закрытый рабочий тормоз «мокрого» типа вместо обычных тормозных колодок и т.д. Интервалы технического обслуживания составляют до 1000 рабочих часов. Таким образом, конструкция современного электропогрузчика настолько совершенна, что он мало уступает по производительности дизельному или газовому и при этом значительно проще и дешевле в эксплуатации.

Одной из особенностей организации склада сейчас является то, что применяемая техника довольно узкоспециализированная. Для каждой складской операции, будь то погрузка-выгрузка автотранспорта, штабелирование, транспортировка или подборка, используется определенный тип машин. И это оправдано, т.к. при такой организации повышается общая эффективность склада. Вот небольшой пример. Как известно наиболее универсальным видом транспорта для перемещения и складирования грузов является вилочный погрузчик. Однако его применение для всех складских операций не всегда оправдано, а часто и невозможно.

Так, например, можно погрузчиком выгружать паллеты из автотранспорта въезжая прямо вовнутрь грузовика и затем этим же погрузчиком транспортировать их в зону хранения и размещать там на стеллажах. Однако максимальная высота подъема груза при этом по причине особенностей конструкции мачты будет не больше 4700-4900 мм, чего часто недостаточно при организации многоярусного хранения. Кроме того, ширина требуемого рабочего прохода внутри стеллажной конструкции для вилочного погрузчика является неоправданно большой. Для того, чтобы развернуться и поставить на стеллаж стандартную паллету погрузчику грузоподъемностью 1,5 т. требуется проход шириной 3,5-3,6 м. Для сравнения при использовании штабелеров, которые специально предназначены для выполнения операции установки груза на стеллажи, данный параметр может составлять от 1,7 до 3,1 м в зависимости от их типа. Высота подъема груза при этом может быть до 15 м.

Таким образом, использование в зоне хранения штабелеров вместо обычных погрузчиков позволяет более эффективно использовать складское пространство. Вместо погрузчиков же в данном случае эффективнее применять электрические тележки для транспортировки паллет. Они также позволяют быстро выгружать паллеты из автотранспорта, но при этом имеют значительно меньшую покупную стоимость и требуют меньших затрат на обслуживание.