Впереди планеты всей. Оснащенность белорусских логистических центров складской техникой

Оснащением логистических центров, как впрочем и обычных складов техникой для перемещения и складирования грузов мы занимаемся уже более 10 лет. Это наш основной вид деятельности. Наша компания представляет в Беларуси марку STILL (Германия).

В начале 2000-х, когда мы начинали, в стране по сути не было складов в современном понимании. Я имею ввиду складские комплексы оснащенные стеллажными системами для многоярусного хранения и специальной складской техникой. Я уже не говорю про отопление, вентиляцию, пожаротушение и WMS. Самой распространенной технологией было напольное хранение, а верхом механизации обработки грузов — дизельные или газовые погрузчики Toyota.

Правда были и исключения. Так например мне известно, что где-то в 2000-2002 годах наш отечественный производитель корсетных изделий компания «Милавица» спроектировала и запустила в работу в Минске на своих производственных площадях довольно уникальный на то время склад, оснащенный стеллажной системой и узкопроходными вертикальными комплектовщиками для подборки заказов.

Своего рода пионером в строительстве складских комплексов была и компания Евроопт (Евроторг), которая сейчас выросла в одного из крупнейших ритейлеров страны. Правда первый свой современный склад в Минске в районе ТЭЦ-4 еще в 2002 году они купили, а не построили. Тогда это было здание площадью 7000 квадратных метров из сэндвич-панелей с высотой потолка около 9-10 метров, оборудованное ровным бетонным полом на уровне 1,2 метра от земли и доками для грузовиков. Точно не известно, но какая-то западная компания построила его для своих целей, однако по каким-то причинам свернула свою деятельность в Беларуси и продала Евроопту. Со временем Евроопт оснастил это здание стеллажной системой с высотой верхней полки около 8 метров и закупил штабелеры STILL типа FM-14 для обработки паллет с грузом в зоне стеллажного хранения. Для погрузки-выгрузки автотранспорта использовались электропогрузчики STILL типа R50 и газовые Linde и Toyota. По экологическим причинам от газовых погрузчиков пришлось впоследствии отказаться. Зато многие из электрических штабелеров и погрузчиков работают до сих пор, что мне лично приятно.

Это были только первые ростки. После того как в 2008 году Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 августа 2008 г. N 1249 была утверждена Программа развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года начался реальный подъем отрасли. Стали строиться складские комплексы класса А (По классификации складских помещений разработанной международной консалтинговой компанией Knight Frank). Конечно такие комплексы оснащались и самой современной грузоподъемной техникой. Во многих из них в качестве поставщика штабелеров, погрузчиков и другой аналогичной техники посчастливилось поучаствовать и нашей компании.

Конечно быть первыми нелегко. В то время было мало специалистов с опытом осуществления таких проектов. Зачастую приходилось не только консультировать наших заказчиков непосредственно по технике, но и вместе с ними разбираться в технологии и участвовать в проектировании. Выезжали за границу, чтобы поучиться у других. Где-то даже набивали шишки и учились на своих ошибках.

Могу сказать, что по уровню оснащения грузоподъемной техникой большинство наших логистических центров не отстает от западных стандартов. В зависимости от технологии хранения и существующих задач используются практически все виды напольного транспорта. Наших логистов уже не удивишь паллет-шатлами, узкопроходными высотными штабелерами, вертикальными и горизонтальными подборщиками заказов, ричтраками и прочей чисто складской техникой, которая ранее была в диковинку. Даже появились совершенно новые профессии на рынке труда, такие как оператор штабелера или комплектовщик заказов (пикер).

Хотелось бы отметить и случаи, когда мы даже «впереди планеты всей». Несколько лет назад один наш клиент, строивший тогда складской комплекс для собственной розничной сети обратился к нам, чтобы помочь подобрать технику для грузопереработки. Проблема была в том, что на складе необходимо было обрабатывать бытовую технику, а именно холодильники, стиральные машины, СВЧ и т.д. в упаковках различных размеров и различного веса. Стандартные захваты для таких целей не совсем удобны в работе. Они настраиваются по давлению сжатия на определенный тип упаковки и требуют постоянной корректировки давления чтобы не происходило лишнее сдавливание или падение груза. Как альтернативу можно иметь множество захватов для каждого типоразмера коробок. Однако это не устраивало нашего заказчика.

Чтобы решить проблему наши специалисты предложили попробовать захват совершенно нового типа, где давление сжатия точно регулируется с помощью лазерных датчиков. Правда это было совершенной новинкой, только что разработанной на заводе в Германии. Наш клиент был первым, кто заказал одно такое устройство для испытаний. Представьте себе удивление немецкого производителя, когда он после испытаний сделал заказ еще двух таких устройств, попросив внести небольшие доработки в конструкцию. На сегодня по крайней мере в Европе это самое совершенное навесное устройство для бытовой техники, позволяющее быстро и уверенно обрабатывать такого рода грузы.

Хорошим примером внедрения современных решений в оснащении склада может похвастаться и компания Евроопт, которую я уже упоминал ранее. На своем последнем логистическом центре в Барановичах они внедрили систему управления парком техники STILL Fleet Manager 4x. Эта система позволяет собирать и анализировать информацию о каждой единице парка. Не остаются незамеченными и безнаказанными аварии, а техническое обслуживание проводится всегда своевременно. Таким образом снижается аварийность и увеличивается производительность труда. Затраты на содержание парка техники сокращаются. Не каждое западное предприятие имеет у себя что-то подобное.

В нынешнем году Программа развития логистической системы нашей страны подходит к концу. Что-то реализовано, что-то не совсем. Но на мой взгляд никто не станет отрицать, что практически с нуля сделан серьезный шаг вперед как в количестве объектов логистической инфраструктуры, так и в качестве их оснащения. Жаль, что этот завершающий год программы начался с финансового кризиса в стране. Это конечно не радует, но зато может послужить лишними толчком для отрасли, чтобы больше уделить внимание не количественным, а качественным изменениям. Выиграет тот, кто будет способен оптимизировать затраты, а также обеспечит максимальный ассортимент услуг и гибкость.