Обзор белорусского рынка погрузчиков и складской техники

Спрос на складскую технику в Беларуси в последние 4 года постоянно растет, прежде всего благодаря активному строительству современных складов.

Белорусский рынок вилочных погрузчиков и техники для склада нельзя назвать достаточно сложившимся. Первое, что на это указывает, это присутствие здесь далеко не всех основных игроков рынка. Если рассматривать первую десятку мирового рейтинга производителей данной техники, то достаточно хорошо представлены и известны местным потребителям такие бренды как Toyota, BT, Still, Jungheinrich, Nissan, Komatsu. Несмотря на это, многие другие участники мирового ТОП—10 не представлены или представлены очень слабо. Это в частности известный в Европе бренд Linde, японский производитель Mitsubishi, американские Yale, Hyster и Crown, а также шведский производитель складской техники Atlet.

Кроме того, пока никто из производителей не открыл в нашей стране свой собственный офис, предпочитая работать через уполномоченных местных представителей или дилеров.

Такое положение вещей не лучшим образом отражается на потребителях. В условиях ограниченного выбора труднее найти наиболее подходящую технику и получить качественный сервис.

Интересно отметить, что Россия, например, в этом плане выглядит значительно лучше. Все перечисленные выше бренды там не только хорошо представлены, но и многие открыли полноценные собственные офисы с филиалами в различных регионах и хорошо развитой сервисной службой. Похожая ситуация и на Украине.

Конечно, наш рынок погрузчиков не такой большой, как российский, но вполне сопоставим с украинским. Так по данным WITS (World Industrial Truck Statistics) в Россию в 2012 году было поставлено 24128 единиц вилочных погрузчиков и складской техники, в Украину 1891 единица, в Республику Беларусь — 1506. В данную статистику входят электрические вилочные погрузчики, вилочные погрузчики с ДВС и складская техника на электротяге (электрические тележки для паллет, штабелеры, подборщики заказов, электрокары).

Предпочтения белорусских потребителей.

Если посмотреть на структуру спроса, то предпочтения белорусских потребителей выглядят следующим образом. Доля погрузчиков с ДВС, поставленных за 2012 год, составляет 45% от всего объема грузоподъемной техники, 20% рынка приходится на электрические погрузчики и остальные 35 % — это складская техника (штабелеры, электротележки, подборщики заказов и т.д.). Однако данное соотношение было не всегда.

Еще несколько лет назад доля складской техники была значительно ниже. Так, например, в 2008 году она составляла всего лишь 8%. В последние четыре года можно отметить устойчивое увеличение спроса на складскую технику. Данное обстоятельство является результатом активного строительства и ввода в эксплуатацию современных складов. Реализованы такие проекты как строительство в Минском районе логистического центра класса A+ площадью 20 тысяч квадратных метров компании «Двадцать четыре», а также логистического центра класса А «Кунцевщина». компании FSKLogistik площадью 12 тысяч квадратных метров и многие другие.

Современные склады класса А оборудуются стеллажными системами с высотой хранения паллет до 10—12 метров. Для работы на такой высоте обычные противовесные погрузчики не применимы. Здесь, как правило, используются штабелеры с выдвижной мачтой, или как их еще называют ричтраки. Применение данной техники позволяет с высокой производительностью и безопасностью производить штабелирование. В качестве опции такая техника может оснащаться активными системами предотвращения несчастных случаев и видеокамерами наблюдения, встроенными в грузовые вилы для безопасной работы на высоте.

В качестве техники для транспортировки паллет и загрузки автотранспорта вместо традиционных погрузчиков часто используются электрические тележки. Они имеют значительно меньшую стоимость, чем погрузчики, однако не уступают им в производительности при выполнении данных операций. Электрические тележки могут быть как управляемые с пола, так и с платформой для оператора.

На складах розничных сетей и логистических операторов существует потребность в специальной технике для подбора заказов. Это так называемые комиссионеры или подборщики заказов, которые значительно увеличивают производительность подборки в сравнении, как с ручными, так и с обычными электрическими тележками. Такая техника зачастую для увеличения грузооборота комплектуется длинными вилами на две паллеты и подъемной платформой для комплектования с второго яруса стеллажей.

Когда нет альтернативы.

Если касаться рынка обычных вилочных погрузчиков, то немаловажно заметить, что на них в настоящее время сохраняется устойчивый спрос. Основная причина этого в том, что в стране имеется большое количество складов старого типа. Они очень часто не имеют отопления, погрузочных рамп, не оборудованы стеллажами. Качество полов в таких помещениях тоже не лучшее. В таких условиях у потребителя нет другой альтернативы, кроме как использование вилочного погрузчика. Если же помещение склада не отапливаемое, то это будет только погрузчик с двигателем внутреннего сгорания (дизельный, газовый или бензиновый). Дело в том, что кислотные аккумуляторные батареи, которыми оснащаются электрические погрузчики, должны заряжаться при плюсовой температуре, что невозможно обеспечить в зимнее время в не отапливаемом помещении.

На белорусском рынке вилочных погрузчиков хорошо представлены многие японские, европейские и китайские производители. Что касается японских брендов, то они хорошо известны нашим предприятиям еще со времен СССР. Это в частности Toyota, Kamatsu и TCM. Их присутствие сохраняется и сейчас. В отличие от этого, техника болгарского производства, которая была в советское время чуть ли не на каждом предприятии, теперь утратила свои позиции. Ее рыночная доля очень незначительна.

Китайская техника.

Что касается китайских погрузчиков, то они прочно закрепились на рынке. Некоторые китайские заводы уже не только попали в мировой рейтинг наиболее крупных производителей, но и входят в первую двадцатку. Еще десять лет назад никто об этом и не предполагал. Стоит правда оговориться, что такое укрепление Китая, как производителя средств напольного транспорта, касается в основном только вилочных погрузчиков с ДВС. Благодаря использованию японских технологий и комплектующих данная техника имеет более—менее приемлемое качество и с успехом используется на предприятиях, где нет большого грузооборота. Конечно, китайский погрузчик не отличается экономичностью, маневренностью, эргономикой и экологической безопасностью, но тем не мене имеет свою рыночную нишу.

Складская техника китайского производства также ввозится в страну. Но это в основном бюджетные модели штабелеров, часто даже без электропривода движения. Более серьезную складскую технику китайские производители пока только пытаются продвигать на рынок. К сожалению, данные образцы пока не отличаются достаточно высокими техническими характеристиками и качеством. Даже при низкой цене они пока не способны серьезно конкурировать с техникой ведущих мировых производителей. Здесь сказывается отсутствие современных технологий и небольшой опыт производства данной техники.

Белорусская техника.

Стоит упомянуть и белорусскую продукцию данного рода. Единственным производителем здесь является компания «Амкодор». На ее головном предприятии производится одна модель дизельного вилочного погрузчика грузоподъемностью 5 тонн. Их же дочернее предприятие «Амкодор—Уникаб» с недавних времен наладило производство электрических погрузчиков грузоподъемность 1,6 и 2,5 тонны. Кроме того, в их производственной программе имеется дизельный погрузчик грузоподъемностью 3 тонны.

Если вы планируете построить новый склад или реконструировать существующий, то вы столкнетесь с необходимостью выбора технологии хранения и обработки грузов, а также подбора складской техники. Многие решения здесь необходимо принимать еще на стадии проектирования. Часто у потребителей возникают вопросы как расположить грузы на стеллажах, какой ширины сделать рабочие проходы внутри склада, как организовать многосменную работу и правильно спроектировать помещение для зарядки аккумуляторных батарей, насколько ровными должны быть полы и многие другие. Здесь конечно без достаточных знаний и опыта трудно выбрать правильное решение.

Одним из поставщиков данного оборудования на белорусский рынок является УП «Техновиза» — эксклюзивный официальный дилер немецкой компании STILL GmbH. STILLпроизводит всю линейку складской техники и погрузчиков. За десять лет работы специалисты данного предприятия приобрели огромных опыт поставки и сервисного обслуживания данной техники.