Нужны профессиональные решения. Логистический комплекс Беларуси. Складская техника

Не надо быть экспертом, чтобы сделать вывод: экономика нашей страны сейчас находится в подвешенном состоянии. В минувшем году правительство снова столкнулось со стремительным ростом отрицательного платежного баланса. Все попытки изменить ситуацию потерпели неудачу. Оказалось, что временный бум экспорта после девальвации 2011 года не принес ничего хорошего, кроме временной разгрузки складов.

Попытки модернизировать отдельные отрасли плановым путем не оправдали ожидания. Взять хотя бы ту же деревообработку. Были выделены огромные деньги на модернизацию, но, парадокс, — при этом никто не занимался маркетингом. Правда, оборудование и технологии зачастую тоже закупались не самые современные.

В других отраслях, обделенных особым вниманием правительства, ситуация еще хуже. С такими подходами мы рискуем потерять наш основной рынок сбыта - российский. Конкуренция там обостряется. К тому же российская экономика уже живет по правилам ВТО. Требования покупателей к нашей продукции растут, а наши предприятия, за редким исключением, к этому оказались не готовы.

В то же время более эффективное развитие транспортно-логистической системы страны (что не требует импорта энергоресурсов) могло бы заметно смягчить проблему платежного сальдо.

Да, в Беларуси принята государственная программа развития логистических центров, и руководство страны уделяет ей большое внимание.

Однако опыт поставок грузоподъемной техники на белорусские логистические объекты говорит о том, что в некоторых случаях на этапе их проектирования заказчики не совсем представляли, с какими грузами им придется работать. Они также не могли оценить объем грузопотока и возможный характер грузоподъемных и других складских операций.

В результате в ходе эксплуатации склада выяснялось, что новая техника не в полной мере соответствует требуемым задачам. Поэтому по ходу работы приходилось исправлять ошибки. Иногда это было связано с дополнительными тратами на погрузчики, штабелеры, электрические тележки или специальную технику для подборки заказов.

Очевидно, что любой проект такого рода требует полного понимания будущего его назначения и, соответственно, консультаций со всеми причастными специалистами для правильного выбора технологии хранения, системы управления грузопотоками и типов грузоподъемной техники.

Тем не менее, нельзя не отметить, что на рынке грузоподъемной техники для складских операций происходят положительные изменения в отношении качественных предпочтений белорусских потребителей. На первое место все чаще выходит не количество и стоимость приобретаемой техники, а ее качество, производительность и срок службы.

Остались в прошлом масштабные тендеры на крупных государственных промышленных предприятиях, когда чуть ли не сотнями приобретались самые дешевые погрузчики и при этом никто не интересовался репутацией поставщика и производителя, не считал расходы на содержание техники и не интересовался ее эффективностью.

Заметен рост профессионального уровня специалистов, отвечающих за складскую логистику. Практика показывает, что некоторые предприятия после неудачных попыток самостоятельно справиться с задачами привлекают на работу опытных специалистов в складской логистике из Литвы и Латвии. А это позволяет надеяться, что новые склады и логистические центры будут оснащены современной техникой европейского уровня.

Эти тенденции вселяют оптимизм. Хочется верить, что правительству в течение 2014 — 2015 годов удастся переломить негативные тенденции в отечественной экономике.