Обзор белорусского рынка погрузчиков и складской техники 2015

Штабелер типа STILL MX-XСпрос на вилочные погрузчики и складскую технику в этом году прямо зависел от состояния дел в экономике у нас и наших соседей. Продажи закономерно просели.

Программы не видно

В этом году белорусская программа развития логистической отрасли то ли закончилась, то ли забуксовала. Если последние несколько лет шло бурное строительство торгово-логистических центров, то теперь, к сожалению, наметился обратный процесс. За весь год не состоялось ни одного конкурса по оснащению оборудованием каких-либо крупных объектов логистической инфраструктуры.

На фоне того, что новые склады не открываются, действующие логистические операторы столкнулись с существенным снижением спроса на свои услуги. Загрузка некоторых складов составляет 50-70 % от их возможностей. Многие сокращают площади арендуемых складов. В результате на рынке сформировалось перенасыщение складской техники. Ряд наших прежних клиентов теперь обращаются за тем, чтобы не купить новую технику, а реализовать часть имеющейся. Это касается в основном ритейла и логистических центров.

Есть примеры, когда покупатели складской техники по тем или иным причинам не могли справиться с платежами и были вынуждены возвращать технику лизинговой компании, а та, в свою очередь, предлагала нам реализовать эту технику на местном рынке.

Общей тенденцией в этом году является стремление покупателей получить от поставщика более длинные сроки оплаты. Очевидно, что потребность в технике есть, но отсутствие доступных кредитов затрудняет работу белорусских предприятий, им сложнее производить обновление или расширение парка.

Анализ спроса на грузоподъемную технику показывает, что около 50 % инициированных белорусскими субъектами в этом году закупок были по их же собственной воле отложены до лучших времен или вовсе отменены. Основной причиной представители предприятий называют отсутствие финансирования. В основном это касалось производственных предприятий.

Таким образом, в этом году на белорусском рынке наблюдается, с одной стороны, перенасыщение логистических объектов грузоподъемной складской техникой, с другой стороны, отсутствие у производственников финансовых средств на обновление парка погрузчиков.

В одной связке

У наших соседей положение не лучше. Санкции Запада, снижение цен на нефть и девальвация российского рубля негативно сказались на ожиданиях бизнес-сообщества. Прямым результатом этого стало снижение спроса на вилочные погрузчики и грузоподъемную складскую технику в России. Прошедшая в сентябре в Москве отраслевая выставка СЕМАТ Russia 2015 стала тому подтверждением. По сравнению с прошлым годом значительно сократился список участников выставки, а площадь экспозиции уменьшилась приблизительно в 2 раза. Единственным утешением стало количество посетителей выставки -- около 4 700 человек. Это такая же цифра, как и в прошлом году. Видимо, интерес к развитию у российских потребителей все же есть, только вот покупательная способность снизилась.

СЕМАТ Russia считается самой крупной площадкой, на которой ежегодно выставляются ведущие поставщики грузоподъемной техники, складских стеллажей, систем автоматизации, а также других продуктов и решений в области интралогистики. Если говорить об участниках выставки, то из крупных мировых брендов-производителей вилочных погрузчиков и складской техники были представлены далеко не все. Отказались от участия такие поставщики мирового уровня, как Linde и Toyota-BT, которые в прежние годы имели далеко не последние по величине стенды.

Зато больше посетителей досталось другим. Самыми заметными, конечно, были STILL и Jungheinrich. Эти две компании являются лидерами рынка. STILL уже десять лет как открыл в Москве свою дочернюю компанию – “Штилл Форклифттракс”. За годы присутствия в России компании построили широкую сеть региональных офисов продаж и сервисных центров в стране.

Падение спроса на грузоподъемную технику в Российской Федерации подтверждается не только слабым интересом поставщиков к участию в выставке CEMAT Russia, но и сухими цифрами статистики. По данным мирового статистического агентства WITS (World Industrial Truck Statistics), поставки в РФ за 10 месяцев 2015 года по сравнению с тем же периодом 2014 года сократились почти на 42 %. Больше всего снизился спрос на противовесные вилочные погрузчики -- более чем на 50 %. Поставки штабелеров, электрических тележек для транспортировки паллет и другой техники для обработки грузов внутри склада просели на 33,3 %.

В Казахстане дела не лучше, чем в России. Падение спроса составило те же 42 %. Разница лишь в том, что рынок вилочных погрузчиков и техники для склада упал почти одинаково – на 41 % и 46 % соответственно.

Несмотря на сложную политическую обстановку в Украине, там рынок потерял 33,3 %, что не так критично, как в РФ и Казахстане.

Поправим статистов

Заметим, что в настоящее время WITS статистика может не совсем корректно отражать потребление грузоподъемной техники среди стран Таможенного союза. Данная статистика формируется по заказам на заводы, поступившим из той или иной страны. Например, если белорусская компания разместила на заводе в Германии заказ на 5 электрических тележек для паллет, то они попадут в WITS статистику по нашей стране. Хотя это совсем не означает, что тележки будут работать в Беларуси. После снятия барьеров во внутренней торговле между странами ТС никто не может гарантировать, что товары, заказанные белорусской компанией и даже прошедшие таможенное оформление в Беларуси, тут же и останутся. Мы, к примеру, в этом году делали отгрузки из Беларуси и в Россию и в Казахстан.

Есть и еще один момент. Несмотря на унификацию таможенных пошлин, остаются некоторые различия при таможенном оформлении в законодательстве России и Беларуси. Например, это касается электрических тележек без подъемной мачты. Российские игроки рынка могут ввозить такую технику через Беларусь целенаправленно, чтобы затем сформировать более низкую цену на этот товар, нежели их конкуренты, работающие по традиционной схеме. Даже если выигрыша за счет различий в величине пошлин нет, то можно сократить издержки за счет более низкой стоимости таможенного оформления товаров в нашей стране. В Москве средняя ставка таможенного брокера за услуги по оформлению составляет 500 евро за фуру, что значительно дороже, чем в Минске.

Если посмотреть на реальный спрос, я имею ввиду тендеры, конкурсы и т.п. и сравнить его с WITS статистикой, то очевидна диспропорция. С этим согласны и другие участники рынка – поставщики грузоподъемной техники. Общим мнением является то, что WITS статистика по Беларуси за 2015 год мягко говоря «завышена». Реальное количество продаж в этом году как минимум на 30% ниже. Есть, конечно, вероятность, что по ошибке Беларуси приписали цифры какой-то другой страны. Но скорее всего причиной является то, что техника завозится в Беларусь, проходит таможенную очистку и затем отгружается в Россию.

Если верить WITS, то ситуация с заказами у нас получше чем в РФ и Казахстане: падение спроса за 10 месяцев 2015 года по сравнению с тем же периодом 2014 года составляет 33,9 %. Однако, с поправкой на перепродажу части техники за рубеж, реальная просадка рынка значительно заметней и составляет 40-50%.

Заглядывая вдаль

На этой нерадостной ноте можно было бы и закончить обзор. Но, как говорится, нет худа без добра. В каждой негативной ситуации можно найти плюсы. Падение любого рынка неизбежно рождает отложенный спрос. Так что в будущем году давайте надеяться на изменение ситуации и на то, что рынок пойдет в гору.

Есть и еще один важный положительный фактор, вызванный кризисом. В своем стремлении сократить издержки многие предприятия оптимизируют штат, что приводит к оздоровлению рынка труда. Ранее в отрасли наблюдался дефицит водителей погрузчиков и операторов складской техники. Логистические центры начинали соревноваться в зарплатах, чтобы заполучить себе опытных работников. Конечно, такое положение негативно влияло на стоимость и качество их услуг. Теперь персонал склада уже не бегает с места на место в поисках длинного рубля.

Общее снижение спроса на услуги также заставляет логистических операторов пересматривать совершенствовать подходы к бизнесу. Надеюсь, это в конечном итоге пойдет на пользу нашей логистической системе и поспособствует становлению Беларуси как реального игрока на мировом рынке логистических услуг.